Перевозка скоропо-
ртящихся товаров

Наша компания имеет в своем парке рефрижераторные прицепы Schmitz грузоподъемностью до 22 тонн, и температурным режимом от + 25 до - 18 °с. Конструкция трейлеров из классических сэндвич панелей использует преимущества полиуретанового уплотнителя. Этот материал является одним из лучших решений для сохранности груза, поскольку обладает такими эксплуатационными качествами, как стойкость к гниению, невосприимчивость к влаге, при этом он не проводит тепло. Замороженные или скоропортящиеся продукты будут доставлены по адресу заказчика в первоначальном виде.

Подробнее о рефрижераторных перевозках…

Классификация скоропортящихся грузов.
 

Скоропортящиеся грузы – это режимные грузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения определенного температурного режима, определенной влажности и строгого выполнения санитарно-гигиенических требований, в основном это продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности.

Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.
По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, ягоды, овощи, грибы и др.) и животного (мясо различных животных и птиц, рыба, икра, яйца, молоко и др.) происхождения, продукты переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).

Для каждого груза существует допустимый минимальный и максимальный температурный режим, при котором процесс нежелательных изменений качества замедляется, что особенно важно при длительных перевозках, характерных как для междугородных перевозок, так и для международного сообщения.

В зависимости от способа температурной обработки и режима перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса:

  • Замороженные – грузы, перевозимые при температуре -6С и ниже;
  • Охлажденные – грузы, перевозимые при температуре -5....- 1С;
  • Охлаждаемые – грузы, перевозимые при температуре 0....15С;
  • Вентилируемые – грузы, перевозимые без создания определенного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.

Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса – в класс «Нерефрижераторные грузы». Некоторые грузы могут относиться к разным подклассам, например, мясо может относиться к замороженным или охлажденным грузам, однако различие транспортных характеристик заставляет рассматривать мясо в каждом случае как отдельный груз; молочные продукты могут быть представлены в каждом подклассе совершенно разными грузами. Охлаждаемые грузы при низких значениях температуры внешней среды могут потребовать подогрева воздуха в грузовых помещениях ( становятся как бы обогреваемыми).

Санитарно- гигиенические требования.
 

Санитарно-гигиенические требования, в первую очередь, касаются груза, водителя, состояния подвижного состава, влажности, давления, газового состава воздуха в кузове автотранспортного средства и т.п.

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы устанавливаются государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования РФ. Основными документами этой системы являются Санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора РФ. На основании Федерального закона от 30.03.99 №53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» приказом Министерства здравоохранения РФ от 14.04.2000 № 122 определены требования к личной медицинской книжке водителя и паспорту транспортного средства для перевозки пищевых продуктов. Указанные документы выдаются центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах, районах, на транспорте (водном и воздушном).

Обязанности грузоотправителя и перевозчика.

Грузоотправитель обязан при предъявлении к перевозке скоропортящегося груза:
  • предъявлять продовольственные грузы к перевозке только упакованные в тару;
     
  • обеспечивать перед погрузкой требуемую температуру груза и его качество в соответствии со стандартами или техническими условиями;
     
  • проверять коммерческую пригодность поданного для погрузки подвижного состава;
     
  • прикладывать к транспортным документам необходимые разрешения, ветеринарные и карантинные сертификаты;
     
  • указывать в ТТН предельную продолжительность транспортировки предъявленных грузов;
     
  • проверять правильность загрузка Подвижного Состава и опломбировать его.
     
Перевозчик обязан:
  • подать под погрузку подвижной состав, отвечающий санитарным требованиям, с сответствующей условиям перевозки данного вида груза температурой внутри кузова;
     
  • Установленная температура должна поддерживаться в течение всей перевозки.
     
  • При перевозке скоропортящихся грузов норма среднесуточного пробега устанавливается не менее 600 км, начиная с момента окончания погрузки и оформления документов, указанного в товарно-транспортной накладной;
     
  • Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъявляемого к перевозке скоропортящегося груза.

 

Документы, сопровождающие перевозку скоропортящихся грузов.

При перевозке скоропортящихся грузов, помимо путевого листа и товарно-транспортной накладной, водитель должен иметь следующиее документы:
  • санитарный паспорт АТС;
     
  • лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове АТС;
     
  • сертификат качества продукции либо удостоверение качества;
     
  • карантинный сертификат;
     
  • ветеринарное свидетельство.
     

Последние три документа водитель получает от грузоотправителя перед погрузкой.

Основные характеристики Подвижного состава, предназначенного для перевозки скоропортящихся грузов.
 

По санитарным правилам скоропортящиеся грузы требуют перевозки в закрытом кузове, строгого соблюдения температурного режима, систематической санитарной обработки и чистоты кузова, соблюдения сроков неизменности качества.

К специализированным автотранспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое АТС, АТС-ледник, АТС-рефрижератор и отапливаемое АТС.

Изотермическое АТС — это транспортное средство на автомобильном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и крышу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и наружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему коэффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м2 • °С) (обычное изотермическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м2 • °С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).

 

Автотранспортное средство — ледник — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при помощи источника холода иного, чем механическая или абсорбционная установка, позволяет понижать температуру внутри порожнего кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при средней наружной температуре 30 °С. В качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособлением, позволяющим регулировать его сублимацию или без такового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.

Автотранспортное средство — рефрижератор — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее индивидуальную холодильную установку (механический компрессорный агрегат, абсорбционная установка ид.п.), которая позволяет понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее с заданным постоянным уровнем при средней наружной температуре 30 °С.

Мощность холодильной установки и, следовательно, класс АТС определяется на специальных испытательных станциях и оформляется протоколом испытания.

Отапливаемое автотранспортное средство — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее отопительную установку, позволяющую повысить температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления теплоты в течение регламентированного времени на заданном уровне.

Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво, мука и др.) применяют АТС с кузовом цистерна, оснащенные необходимым технологическим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоропортящихся жидких грузов, доставляемых на значительные расстояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерны с термоизолирующими стенками.

При необходимости доставки скоропортящихся продуктов небольшими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мулътитемпературными холодильными установками с микропроцессорами для автоматического регулирования заданного температурного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.

Аналогичные перегородки в кузовах-фургонах могут предусматриваться и в АТС, используемых в городских условиях при доставке пищевых продуктов в розничную сеть мелкими партиями.

На указанные специализированные АТС, используемые для международных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, наносятся опознавательные буквенные обозначения и надписи в соответствии с предписанием вышеуказанного Соглашения.

Контейнеры для скоропортящихся грузов бывают трех видов: изотермические, контейнеры-ледники и контейнеры-рефрижераторы.

Автотранспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соответствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохранность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, включая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материалов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновение пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляции и дверные устройства.

Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов АТС и контейнеры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, установленным Госсанэпиднадзором России в Санитарных правилах и нормах для предприятий продовольственной торговли в разделе «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов». В соответствии с указанными правилами и нормами для транспортирования пищевых продуктов должны выделяться специальные АТС.

Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим по крытием кузова, поддающиеся санитарной обработке, к которой относятся уборка кузова щетками или пылесосом, наружная мойка кузова щелочной водой с последующим ополаскиванием из шланга, мойка внутренней поверхности кузова моющими растворами щетками или механическим способом, ополаскивание до полного удаления остатков моющего раствора, просушка и дезинфекция с раствором активного хлора, промывка водой из шланга, просушка и проветривание до полного удаления запаха хлора. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как правило один раз в 10 дней.

На каждое АТС, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России выдается перевозчику санитарный паспорт на срок от 3 до 6 мес.

Используемые для междугородных и международных перевозок скоропортящихся продуктов АТС должны быть оборудованы тахографами, позволяющими осуществлять контроль за режимом труда и отдыха водителей, и записывающими приборами, позволяющими осуществлять объективный контроль за колебаниями температуры внутри кузова во время перевозки.

Основные требования к таре и упаковке.
 

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хранения и транспортирования имеют значение для обеспечения сохранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов защитные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, большинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представляться к перевозке только в таре. Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха. Тип тары, ее параметры, назначение и технические условия на изготовление должны соответствовать действующим стандартам. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых АТС при установленном температурном режиме.

Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.

Многие скоропортящиеся пищевые продукты в соответствии с установленной технологией производства до укладки в такую тару предварительно упаковывают или расфасовывают в разные пакеты, помещают в стеклянные или металлические банки, разливают в бутылки и т.д. Затаривание или укладка продуктов в транспортную тару производится изготовителем продукции с учетом обеспечения ее сохранности во время перевозки и осуществления комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ на всех стадиях транспортного процесса при применении различных видов поддонов и других средств пакетирования, вилочных погрузчиков или штабелеров.

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитарно-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.

Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

При отправлении скоропортящихся грузов грузоотправитель вместе с оформленной им товарно-транспортной накладной обязан представить перевозчику сертификат продукции или удостоверение качества (по установленной форме) с указанием в нем фактической температуры груза перед погрузкой, состояния качества груза, тары и упаковки, а при перевозке овощей и фруктов — и с указанием помологических сортов. В товарно-транспортных перевозочных документах грузоотправитель обязан указать предельную продолжительность доставки скоропортящихся грузов. При отсутствии такой записи в перевозочных документах, а также в случае, если предельная продолжительность доставки груза будет меньше расчетно-нормативного срока, указанного в договоре на перевозку груза, перевозчик вправе отказаться от перевозки такого груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформления документов до момента прибытия АТС к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз.

Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в АТС своими средствами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове АТС или в контейнере возлагается на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных АТС и в контейнерах относятся прежде всего сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности АТС или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов.
 

Естественная убыль зависит от многих факторов. Убыль при перевозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Максимальная усушка приходится на начальный период перевозок. Неодинаково изменение массы продукта нетто и брутто. Влагопоглощающая тара хорошо воспринимает влагу, и в связи с этим ее масса увеличивается. Масса тары с плодами увеличивается на 10 % больше, чем без плодов.

Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа АТС и обеспечения режима хранения. На автострадах в АТС современных конструкций с хорошей амортизацией дальность доставки значительно увеличивается. Так, например, при перевозках яблок на прицепах без рессор со скоростью 4... 5 км/ч на расстояние 3 км потери на 2,5 % больше, чем при таких же перевозках на прицепах с рессорами.

Потери при перевозках предварительно неохлажденной продукции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлажденных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых операций увеличивается в 2 — 3 раза.

Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в АТС составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9 %.

В настоящее время фрукты и овощи в АТС перевозят в регулируемой газовой среде, которая позволяет лучше сохранять качество и свежесть продуктов и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4...5 % кислорода и 95...96 % азота, для огурцов соответственно 3... 5 и 95... 97%.

В атмосфере, содержащей 99,8 % азота, при температуре О °С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бактерии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются.

В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 сут.. Характерно, что при перевозках мяса в авторефрижераторах с азотной системой охлаждения в течение 40 ч температура воздуха в кузове и толще продукта поддерживается на уровне 0,4 °С за весь период рейса, тогда как в рефрижераторе температура воздуха составляет 2,2 °С, а продукта 3,5 °С (при температуре наружного воздуха 30,2 °С). Время выхода на заданный режим в первом случае составляет 10... 15 мин, во втором 5...6 ч. Во втором случае количество бактерий на поверхности мяса в 2 раза больше, а потери мяса почти в 3 раза выше.

При невозможности дальнейшего транспортирования скоропортящихся грузов из-за поломки рефрижераторной установки, а также из-за серьезной технической неисправности АТС или при наличии внешних признаков порчи перевозимого груза перевозчик обязан принять срочные меры по устранению соответствующих неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящихся продуктов.

При невозможности срочного устранения неисправностей и неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для передачи этого груза в местную торговую сеть для реализации. Основанием для снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия торговли) и инспекции по качеству, а при ее отсутствии — незаинтересованной организации.

Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки АТС или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки в соответствии с Инструкцией по санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов.

При доставке скоропортящихся грузов в смешанном сообщении в контейнерах-рефрижераторах перевозчик, осуществляющий вывоз грузов в таких контейнерах, принимает контейнеры при наличии пломбы и отсутствии повреждений контейнеров с учетом обязательного соблюдения температурного режима и суммарной предельной продолжительности доставки скоропортящихся грузов, а также исправного состояния рефрижераторной установки на контейнере.

Особенности перевозки различных видов скоропортящихся грузов.
 

Автомобильные перевозки используют в основном для перевозок продуктов на расстояния, которые могут быть преодолены за 1 — 6 сут, причем от дальности перевозок зависит установленный температурный режим. Например, клубнику и малину перевозят только в течение 3 сут при температуре 1 ...2 "С, вишню — 0...4 °С. персики и сливы для такого же периода доставки — 0... 7 °С; если перевозка осуществляется до 6 сут, режим изменится: 0... 3 °С (персики), 0... 5 °С (сливы); яблоки вне зависимости от срока (до 6 сут) — при температуре 3... 10 °С.

Молоко на близкие расстояния перевозят при температуре не выше 6 "С, на дальние — 4 "С, пастеризованное — при 9 °С. Во многих странах действуют другие нормативы: 0... 6 °С, 0... 4 °С, 0... 8 °С соответственно. Чтобы жирное молоко не сбивалось в процессе транспортирования, используют разделение цистерн на секции.

Контейнерные перевозки картофеля, капусты, корнеплодов позволяют полностью механизировать процесс доставки этих продуктов от поля до магазина.

Все замороженные грузы (в основном рыба и мясо) перевозят в рефрижераторном ПС. Рыбу перевозят в картонных коробках (820 х 270 х 240 мм) массой нетто 27; 30; 33; 36 кг в зависимости от вида рыбы. Осетровые и другие ценные сорта рыб перевозят в небольшом относительно общей массы количестве в специальной упаковке (деревянные ящики, корзины, рогожные кули). Схемы размещения замороженной рыбы в рефрижераторном ПС различны. При беспакетном способе перевозок укладка ящиков с рыбой осуществляется вручную плотным штабелем. Характерно, что пакеты из картонных ящиков с рыбной продукцией формируют без поддонов, обвязывают стропами или лентами. Для вил погрузчика оставляют специальные просветы. Используют также безобвязочные пакеты, высота пакета в пять ярусов ящиков и в четыре яруса ящиков позволяет укладывать пакеты в два ряда.

Для лучшего использования грузоподъемности АТС допустима ручная догрузка и в обязательном порядке необходимо крепление пакетов для предотвращения развала в пути следования. Аналогично размещают в рефрижераторном ПС другие замороженные скоропортящиеся грузы в таре.

Труднее всего перевозить и размещать в изотермическом ПС скоропортящиеся грузы растительного происхождения. Правила перевозок, предусматривающие три способа укладки ящиков в вагоны (вертикальный, перекрестный, шахматный), в основном были разработаны для фургонов-ледников, не имеющих принудительной циркуляции воздушных масс. Необходимость иметь воздушные каналы между ящиками для циркуляции воздуха, неподготовленность клиентуры к грамотной загрузке кузовов по установленным схемам приводит к недоиспользованию грузоподъемности дорогостоящих рефрижераторов. Так, при перевозке винограда грузоподъемность рефрижераторов используется на 30 %, косточковых — на 25 %, свежей капусты — на 35 %, дыни — на 30 %.

Если проблемы поддержания заданного температурного режима, вентилирования и циркуляции воздуха практически решены в последних конструкциях изотермического ПС, то вопросы обеспечения режима влажности остаются в настоящее время достаточно актуальны. Большинство перевозимых продуктов не защищены от потери влаги. Кроме того, при перевозках с охлаждением температура в грузовом помещении транспортных средств ниже температуры наружного воздуха, что понижает влажность внутреннего воздуха, а тем самым создаются благоприятные условия для интенсивной усушки продуктов. Потери массы продуктов при обезвоживании в рефрижераторном ПС выше, чем в стационарных холодильниках, в 3 — 4 раза для фруктов и овощей, в 4 —5 раз для замороженного мяса, в 5 раз для охлажденного мяса, в 7 — 8 раз для замороженной птицы. Такое значительное увеличение потерь связано с разностью отношений площади и объема кузова и стационарного холодильника. Каждый кубический метр грузового помещения рефрижераторного ПС получает теплоты, проникающей через изоляцию, в 6,7 — 9,3 раза больше, чем 1 м3 стационарного холодильника.

Обезвоживание продуктов в грузовых помещениях транспортных средств зависит от температуры окружающего воздуха и теплопритоков, поэтому в грузовых помещениях следует поддерживать высокую относительную влажность воздуха. Процесс испарения влаги не прекращается и при относительной влажности воздуха, равной 100 %. В то же время даже незначительные колебания температуры воздуха при высокой влажности могут привести к конденсации воды на поверхности груза, что вызывает, как правило, быстрое развитие микробиологической деятельности, приводящее к массовой порче груза.

Обработка плодоовощных грузов различными антисептиками препятствует развитию микроорганизмов и плесеней на поверхности плодов и овощей и позволяет поддерживать в грузовых помещениях повышенную влажность воздуха, способствующую снижению усушки и потерь груза от микробиологической порчи.

При транспортировании и длительном хранении плодоовощных грузов целесообразно поддерживать такую температуру, при которой процессы жизнедеятельности максимально заторможены, но в то же время физиологические повреждения не наступают. Допустимым нижним пределом является криоскопическая температура для плодов и овощей (-3,5...-0,5 °С). Заданная температура хранения должна поддерживаться как можно более стабильно. Например, для бананов рекомендуется поддерживать температуру с колебаниями не более +0,2 °С.

При сроке хранения замороженных продуктов до 3 — 6 мес допустимой считается температура не выше -18 °С. Мороженое мясо и рыба, перевозимые морем, часто подлежат более длительному хранению, поэтому температурный режим транспортирования должен составлять -30... -25 °С. При указанных температурах снижаются естественная убыль их массы и необратимые изменения качества.

На качество охлажденных и замороженных пищевых продуктов влияет усушка. Усушка определяется разностью парциальных давлений водяного пара над поверхностью продуктов и в воздухе грузового помещения. Чем ниже температура груза и продукта в грузовом помещении, тем меньше при прочих равных условиях разность парциальных давлений и соответственно усушка продукта.

Применение упаковок, не проницаемых для водяного пара и плотно прилегающих к поверхности продукта, позволяет исключить усушку. Для этой цели, а также для ограничения доступа кислорода к тканям применяют глазирование рыбы. В случае неплотного прилегания упаковок к поверхности возможна внутренняя усушка, например кур и цыплят, упакованных в полиэтиленовые мешки. При этом сублимированная из продукта влага конденсируется на внутренней поверхности упаковки (при колебаниях температуры на поверхности груза). Масса ГМ не меняется, но качество продукта снижается. Норма естественной убыли мороженого мяса равна 0,34 % вне зависимости от каких-либо факторов.

К сырым продуктам животного происхождения относят обычно кожу, шкуры и различное кожсырье; шерсть, волос, щетину; пух, перо, кости, рога, копыта, мокросоленые шкуры. Шкуры и кожи перевозят в пачках массой до 80 кг; шерсть, волос, щетину—в тюках, мешках и другой прочной таре; кости, рога, копыта—в бочках, ящиках, корзинах; кровь в сушеном виде — в ящиках, а в жидком консервированном виде — в железных или крепких деревянных бочках с железными обручами; соленые кишки — в бочках или другой водонепроницаемой таре, а сухие — в бочках, ящиках, корзинах или прочной мягкой таре; пух и перо — в хорошо зашитых мешках, перевязанных веревками.

Кожевенное, меховое и овчинно-шубное сырье (сухое, сухо- и мокросоленое), подлежащее исследованию на сибирскую язву, принимается к перевозке только при наличии указания в ветеринарном свидетельстве о проведении исследования на сибирскую язву (асколизации) с отрицательным результатом и при наличии на кожах установленных знаков ветеринарно-санитарного надзора.

Консервы, соки, вино, пиво, минеральную воду, безалкогольные напитки при температуре окружающего воздуха выше О "С можно перевозить в изотермическом ПС (замораживание может произойти в основном зимой). Замороженную рыбу, мясо, сливочное масло, маргарин (а их в общем потоке грузов около 20 %) в зимнее время также можно перевозить в изотермическом ПС. Изотермический ПС, имеющий изоляцию с коэффициентом теплопередачи 0,17 Вт/(м2-°С) в начале эксплуатации и 0,2 Вт/(м2-°С) через 10 лет работы, обеспечивает значительную температурную стабильность внутри кузова при больших перепадах температуры наружного воздуха. Основное правило перевозок грузов в изотермическом ПС базируется на диапазоне нормативной температуры. Зимой к погрузке принимают продукт с максимальной температурой, установленной правилами, летом — с минимальной. При перевозке используют тепловую энергию продукта для поглощения внешних теплопотоков. От соотношения этих величин зависит продолжительность перевозок.

В зависимости от времени года меняются условия и продолжительность перевозок грузов.

Так, зимой для транспортирования замороженные грузы должны предъявляться с температурой не выше -10 °С, рыба соленая и холодного копчения — не ниже О °С, соки, сыр, консервы всех видов, пиво и минеральные воды — не ниже 10 °С.

 

В переходный период с температурой наружного воздуха ниже О °С замороженные грузы и рыба принимаются с параметрами, определенными для зимы, а другие перечисленные ранее продукты требуют первоначальной температуры 8 °С.

В переходный период с температурой наружного воздуха выше О °С требования более жесткие. Замороженные рыба и мясо должны загружаться с температурой в толще не выше -12 °С, соленая рыба — 4 °С, рыба холодного копчения, сливочное масло, маргарин — О °С, сыр — 8 °С.

Летом для перевозок температура замороженной рыбы должна быть не выше -16 °С, соленой рыбы 6 °С, рыбы холодного копчения, сливочного масла и маргарина 2 °С, сыра — 6 °С.